Функция системы зажигания состоит в запуске двигателя. Узел, состоящий из нескольких приборов и датчиков, создаёт высокое напряжение, формирует искру, необходимую для воспламенения смеси топлива и воздуха. Система зажигания обеспечивает работу мотора, регулирует расход топлива, мощность.
Принцип действия системы зажигания
Система зажигания объединяет ряд приборов и датчиков, обеспечивающих появление электрической искры с учётом работы цилиндров двигателя. Искровой разряд воспламеняет рабочую смесь.
Устройство системы зажигания:
- аккумуляторная батарея;
- генератор;
- катушки зажигания;
- прерыватель;
- выключатель;
- распределитель тока высокого напряжения тока.
Вращающийся кулачок отводит рычаг прерывателя и размыкает контакты. Ток низкого напряжения в катушке зажигания прерывается, исчезает магнитный поток. В момент исчезновения магнитный поток вступает в контакт с витками первичной и вторичной обмоток катушки зажигания, появляется самоиндукция порядка 200-300 В. Количество витков во вторичной обмотке намного больше, индукция доходит до 18-20 кВ. Этого показателя достаточно для появления между электродами свечи устойчивого искрового разряда для зажигания рабочей смеси.
Зачем нужно регулировать зажигание
Прерыватель-распределитель зажигания (трамблёр) необходим для подачи импульсов высокого напряжения на свечи зажигания в нужный момент. Если воспламенение происходит раньше, речь идёт об опережение зажигания, на это указывает угол опережения (УОЗ). Регулировка необходима, потому что рабочая смесь загорается не мгновенно, а частота вращения коленчатого вала непостоянна. Вследствие этого смесь будет зажигаться либо рано, либо поздно.
Если УОЗ больше необходимого, давление резко увеличивается до прихода поршня в верхнюю точку, мешая его движению. Уменьшается мощность, увеличивается расход топлива. Если искра образуется позже (малый УОЗ), давление газа уменьшается, это приводит к перегреву мотора. Выход один – сделать регулировку для поджигания смеси с учётом частоты вращения. Так же корректировка необходима при смене марки бензина.
Компания Excavator Sale занимается выкупом буспецтехники по всей России. Если необходимо продать колёсный или гусеничный трактор, узнайте по телефону примерную стоимость, договоритесь о приезде технического эксперта на место стоянки спецтехники в любую точку в Архангельске и Архангельской области. Процедура выкупа занимает несколько часов, в день обращения оформим сделку купли-продажи, вышлем эвакуатор, выплатим причитающуюся сумму. Техническая экспертиза, эвакуация, заключение договора – за счёт компании.
Порядок регулировки
Производитель указывает рекомендации по регулировке инструкции к каждой конкретной модели трактора. Новые модели выходят с конвейера с оптимальными заводскими настройками, вопрос о регулировке зажигания возникает через несколько лет эксплуатации. Детали изнашиваются, их снимаю для ремонта, устанавливают назад. На белорусских моделях МТЗ-80 и МТЗ-82 установлен дизельный двигатель Д-240.
Порядок регулировки:
- Установка топливного насоса на начало момента впрыска. Вал топливного насоса и шестерня привода соединены переходной пластиной, имеющей по краям сквозные отверстия. Эти отверстия позволяют совместить пластину с отверстиями на шестерни привода.
- Необходимо добиться, чтобы при вращении вала топливного насоса в секции первого цилиндра появилось топливо, вернуться назад, медленно провернуть вал по часовой стрелке до начала движения жидкости.
- Установка коленвала на опережение.
- Монтаж переходной пластины.
Для настройки зажигания на моделях МТЗ 1221, МТЗ1221.3, МТЗ82.1 с новыми образцами двигателя необходимо выполнить те же действия. Разница заключается в том, что для соединения топливного насоса и привода шестерни используется фланец с тремя шпильками для обеспечения нужного положения.
Модели тракторов Т-40, Т-25 выпускал Липецкий тракторный завод. Вместо регулировки необходимо установить момент впрыска, так как в дизельных моторах воспламенение происходит при избыточном давлении топлива. Понадобится специальная трубка из стекла с отверстием диаметром 1-1,5мм.
Порядок работы:
- разъединить штуцер первого цилиндра и трубку высокого давления;
- установить на штуцер стеклянную трубку;
- проворачивать коленвал до совпадения метки «Т» на крышке со значком «НДТ» на шкиве коленвала;
- снять заливную горловину и крепёж насоса;
- рычаг управления поставить в позицию полной подачи;
- поворачивать регулировочный элемент топливного насоса до тех пор, пока в трубке появятся топливо без пузырьков воздуха;
- отметить момент подъёма топлива, слить его;
- установить вал насоса в нужное положение, завернув болты до совпадения отверстий на фланце и шестеренке.
Осталось проверить работоспособность. Аналогичным способом регулируется зажигание на модели Т-25. Для корректировки угла «ОВТ» нужно совместить отверстия в каретке, вращая валик насоса по или против часовой стрелки в зависимости от того, необходим впрыск раньше или позже.